Рыжий Лес в Чернобыле

В результате аварии на Чернобыльской АЭС около 10 км² леса, расположенного к западу от станции в непосредственной близости от Чернобыльской АЭС, были сильно загрязнены. В основном это были монокультурные плантации сосны обыкновенной. Признаки радиоактивного поражения хвойных деревьев проявились уже при поглощенных дозах около 10 000 уровней радиации Чернобыльского Рыжего леса. В области максимальной радиации, где расчетная накопленная доза радиации достигала 8 000 – 10 000 рад, сосновые насаждения полностью погибли в течение нескольких дней. Их иголки стали красновато-коричневыми, что дало название «Рыжий лес».
Мертвый лес представлял серьезную опасность, такую ​​как пожар, как источник вторичного радиоактивного загрязнения. В 1987 г. было выполнено захоронение мертвых деревьев и верхнего слоя почвы путем вырубки, сгребания и укладки траншеи с последующей засыпкой слоем почвы толщиной около 1 метра. Всего было захоронено более 4000 кубометров радиоактивных материалов. Благодаря этим мерам мощность экспозиционной дозы гамма-излучения снизилась в 4-50 раз, и во второй половине 1987 года (после дезактивационных работ) максимальные мощности дозы составили 180 мР / ч.
Со временем сосны и другие растения восстановились естественным путем, и их изучали многие ботаники. Эвакуация людей и прекращение хозяйственной деятельности имели положительный фактор, перевешивающий воздействие радиации, а именно увеличение численности диких животных Чернобыльского Рыжего леса, а также редких видов животных, занесенных в Красную книгу. Заброшенная зона отчуждения Чернобыльского Рыжего леса сегодня превратилась в настоящий природный заповедник. Здесь обитают медведи и бизоны, волки и рыси, кабаны и лошади Пржевальского и многие другие животные, не считая пары сотен видов птиц.

Местонахождение Чернобыльского рыжего леса

Чернобыльская зона отчуждения находится на территории Украины на территории закрытого режима. Расстояние до Киева 111 км. Доступ на территорию Зоны разрешен только сотрудникам ̶ по специальным пропускам, либо посетителям Зоны ̶ по заранее запланированным экскурсиям по соответствующим пропускам. Припять отделяют от Чернобыльской АЭС всего 3 км и Чернобыльский красный лес. В настоящее время посещение Припяти разрешено только в составе организованных туристических групп, с заказанными пропусками и строгими маршрутами. Но встречаются как однодневные туры, так и более длинные (до недели).

История Чернобыльского Рыжего леса

Для того, чтобы познакомиться с нынешним состоянием Рыжего леса, нужно немного углубиться в его не очень приятную историю. Рыжий лес находится в 2-х километрах от Чернобыльской АЭС, именно эта непосредственная близость к эпицентру печальных событий 1986 года сыграла с ним злую шутку. После аварии на станции и в результате взрыва атомного пожара гигантские выбросы радиоактивной пыли с помощью порывов ветра покрыли близлежащую лесополосу. Именно эта пыль моментально уничтожила деревья: сосны просто выгорели от высочайшего уровня радиации и резко изменили цвет с зеленого на необычный для них красноватый оттенок. Помимо того, что мертвые иголки стали очень опасными, у нее начались необратимые процессы разрушения экосистемы вокруг нее. Во избежание еще большей катастрофы было решено снести и закопать лес.
В процессе захоронения рабочие использовали в основном специальные инженерные заградительные машины и бульдозеры. Однако на архивных фотографиях видно, как ликвидаторы вручную рубят деревья бензопилой, а из спецодежды надевают обыкновенную чимзу и одноразовую повязку. Можно только догадываться, к каким последствиям повлекло такое халатное отношение к безопасности работников. Небрежность проявилась и в другом аспекте, связанном с захоронением леса: глубина траншей, в которые были брошены срубленные деревья, составляла всего 1,5-2 метра. Именно на этой глубине расположены залежи подземных вод, то есть неграмотно рассчитанная глубина залегания привела к попаданию опасных радионуклидов в бассейны Припяти и Днепра. Процедура обеззараживания леса не помогла устранить или минимизировать экологические проблемы; наоборот, это только усугубило их.
В настоящее время лес постепенно восстанавливается естественным путем. На месте сосен развиваются лиственные насаждения, за счет многолетних трав происходит медленное дернование почвы, постепенно коренные жители возвращаются в лес. Но есть некоторые изменения – некоторые виды деревьев в результате высокого уровня радиации претерпели метаморфозы: например, у сосен деформировалась форма и длина хвои, а их количество увеличилось. Тридцать лет назад не только удивительные природные уголки, но и присвоенный территории статус ПВЛРО, точки временной локализации радиоактивных отходов с высоким уровнем загрязнения, напоминают о печальной катастрофе тридцатилетней давности.
И все же, в заключение, надо отдать должное Рыжему лесу. Ценой его жизни лес, как фильтр, задерживал тонны радиоактивной пыли, тем самым спасая сотни тысяч людей от внезапной смерти и потенциальных болезней.

Факты о большом пожаре на Чернобыльской АЭС в Рыжем лесу 2015

К сожалению, в возрожденном заповеднике часты и разрушительные пожары. В 2015 и 2020 годах большие пожары сожгли половину радиоактивного Рыжего леса в Чернобыле (отчеты https://en.wikipedia.org/wiki/Red_Forest). В центре пожара в Чернобыльском Рыжем лесу наблюдался повышенный уровень радиации. При этом Государственная служба Украины по чрезвычайным ситуациям сообщила, что в Киеве и области это не превышало нормы. Сгорел ряд заброшенных и оккупированных сел и территория Рыжего леса Чернобыля. Животные были вынуждены перейти реку Уж, чтобы выжить, но, вернувшись позже, обнаружили, что их корм (трава и другая растительность) сожжены дотла. Основные локации не пострадали. Город Припять уклонился от огня, прошедшего на его границе.

Уровни радиации в Чернобыльском Рыжем лесу

До сих пор в Зоне есть места со значительно повышенной и даже смертельной радиацией. Продолжительное незащищенное пребывание в таких местах может привести к серьезным радиационным повреждениям организма и даже, возможно, к лучевой болезни. Однако теперь, благодаря усилиям по очистке Зоны и с течением времени (радиация уменьшается со временем из-за естественного распада), повышенные уровни радиации обнаруживаются только в непосредственной близости от взорвавшейся атомной электростанции, в основном в вслед за самыми мощными выбросами на западе и севере из реактора и в некоторых районах. Уровни, которые могли привести к острой лучевой болезни, оставались только в Чернобыльском саркофаге, огромном объекте «Укрытие», в котором за толстыми железобетонными стенами хранился развернутый реактор. В таких местах могут находиться только профессионалы при выполнении необходимых операций.
Средние значения в Зоне колеблются от 0,3 микрозиверта в час от АЭС до 2,5 микрозиверта поблизости. Радиационные условия зоны отчуждения весьма разнообразны и меняются (уменьшаются) в зависимости от расстояния до источника излучения. Средняя доза облучения человека в год составляет от 2,4 миллизиверта до 3 мЗв. Сегодня в Чернобыле средний радиационный фон составляет около 0,29 мкЗв. В некоторых местах возле Чернобыльской АЭС число достигает 2,79 мкЗв. Суммарная доза внешнего облучения, которую можно получить за 10 часов пребывания в зоне, в несколько раз меньше, чем при трансатлантическом перелете (2-3 часа в самолете).
Некоторые места в 10-километровой зоне отчуждения по-прежнему остаются опасными, поэтому отправиться в Чернобыль можно только с квалифицированными специалистами. Во время всех наших туров дозиметрический контроль проводится несколько раз. Район является опасным и не предназначен для прогулок и ограничен, например, «машинным кладбищем» села Россоха. Следовательно, посетителю разрешается передвигаться по Зоне только по установленному маршруту и ​​только в сопровождении гида. Чтобы не подвергнуться высокому уровню радиации, желательно посетить Чернобыльскую зону в составе туристической группы.

Чернобыльский красный лес сегодня

Чернобыльский Рыжий Лес – это около 10 км² леса, прилегающего к Чернобыльской АЭС, в основном в северном и северо-западном направлении, как вы можете видеть на карте, что составило наибольшую долю выбросов радиоактивной пыли во время взрыва реактора в 1986 году.

Другие дневники

12.10.2019 22:47

Рост радиации в Чернобыльской зоне

Экоактивисты сообщили о рекордном росте уровня радиации в районе Чернобыльской АЭС. Оказалось...
Далее

12.10.2019 22:47

Чернобыльская катастрофа – хронология событий

Авария на чернобыльской АЭС вошла в историю, как одна из самых жутких и масштабных катастроф,...
Далее

12.10.2019 22:47

Слоновья нога: ужасный символ чернобыльской катастрофы

26 апреля 1986 года в 01:23:59 во время проектных испытаний турбогенератора № 8 на Чернобыльской...
Далее

12.10.2019 22:47

Город Припять до и после Чернобыльской катастрофы

Город Припять – место, время в котором остановилось в далеком 1986 году. Неудивительно, что интерес...
Далее

Туры в Чернобыль

1 день
99$

Однодневный тур

2 дня
249$+

Двухдневный тур

3-7 дней
400$+

Многодневная экскурсия

1+ дня
106$+

Эксклюзивный тур

Chernobyl Red forest

As a consequence of the Chernobyl disaster about 10 km² of forest, located to the west of the station in the close proximity of the Chernobyl nuclear power plant were heavily contaminated. These were mainly monocultural plantations of Scot pine. Indications of radioactive damage to coniferous trees were already manifested at absorbed doses of about 10,000 Chernobyl Red Forest radiation levels. In the region of the maximum radiation, where the calculated accumulated dose of radiation reached 8,000 – 10,000rad, pine plantations died entirely within a few days. Their needles turned reddish-brown thus named a “Red Forest”. 

The dead forest posed a significant hazard, such as fire, as a source of secondary radioactive contamination. In 1987 burial of the dead trees and the upper layer of soil was performed by felling, raking and laying in the trench, followed by backfilling with a layer of soil about 1 meter thick. Altogether, more than 4,000 cubic meters of radioactive materials were buried. Owing to these measures, the exposure dose rate of gamma radiation decreased 4-50 times and in the second half of 1987 (after decontamination work) the max dose rates were 180 mR/h.

Over time, pines and other plants have recovered naturally and have been studied by many botanists. Evacuation of people and cessation of economic activity had a positive factor that outweighs the impact of radiation, namely increasing of Chernobyl Red Forest wildlife, as well as rare species of animals that are listed in the Red Book began to appear over time. The abandoned exclusion zone of Chernobyl Red Forest today has become a real natural reserve. There live bears and bison, wolves and lynxes, wild boars and Przewalski’s horses, and many other animals, not counting a couple of hundred species of birds.

Chernobyl Red Forest location

The Chernobyl Exclusion Zone is located on the territory of Ukraine in a closed regime territory. The distance to Kiev is 111 km. An access to the territory of the Zone is allowed only to employees ̶ by special passes, or to visitors to the Zone ̶ by pre-planned tours with the correspondent passes. Town of Pripyat is separated from the Chernobyl nuclear power plant by only 3 km and the ChernobylRed Forest. At present, visits to Pripyat are only allowed as part of organised tour groups, with passes ordered and strict itineraries. But one can find both one-day tours and longer ones (up to a week).

History of the Chernobyl Red Forest

In order to get acquainted with the current state of the Red Forest, you need to delve a little into its not very pleasant story. The Red Forest is located 2 kilometers from the Chernobyl nuclear power plant, it was this close proximity to the epicenter of the sad events of 1986 that played a cruel joke with him. After the accident at the station and the result of an atomic fire explosion, gigantic emissions of radioactive dust with the help of the outbursts of wind covered a nearby forest belt. It was this dust that instantly destroyed the trees: the pines simply burned out from the highest level of radiation and dramatically changed the color from green to an unusual reddish shade for them. In addition to the fact that the dead needles became very dangerous, she began irreversible processes of destruction of the ecosystem around her. In order to avoid even greater disaster, it was decided to demolish and bury the forest.

During the burial process, workers mainly used special engineering barrage machines and bulldozers. However, in archival photographs you can see how the liquidators manually cut the trees with chainsaws, and from overalls they put on an ordinary chimza and a one-time dressing. One can only guess what consequences pulled such a negligent attitude towards the safety of workers. Negligence manifested itself in another aspect related to the burial of the forest: the depth of the trenches into which the felled trees were thrown down was only 1.5-2 meters. It is at this depth that groundwater deposits are located, that is, an illiterate calculated burial depth led to the ingress of hazardous radionuclides into the basins of Pripyat and the Dnieper. The forest decontamination procedure did not help eliminate or minimize environmental problems; on the contrary, it only aggravated them.

Nowadays, the forest is gradually being restored naturally. Deciduous plantations develop on the site of pine trees, due to perennial grasses, a slow sodding of the soil occurs, gradually its indigenous inhabitants return to the forest. But there are some changes – certain types of trees, as a result of a high level of radiation, underwent metamorphoses: for example, in pine trees, the shape and length of the needles was deformed, and their number increased. Thirty years ago, not only amazing natural corners, but also the status of PVLRO assigned to the territory, a point of temporary localization of radioactive waste with a high level of pollution, remind of the sad disaster of thirty years ago.

And yet, in conclusion, we must pay tribute to the Red Forest. At the cost of his life, the forest, like a filter, detained tons of radioactive dust, thereby saving hundreds of thousands of people from sudden death and potential diseases.

Facts about great Chernobyl fire in Red Forest 2015

Unfortunately, fires are quite frequent and demolishing in this revived natural reserve. In 2015 and in 2020 the big fires burned down half of the radioactive Red Forest in Сhernobyl  (reports https://en.wikipedia.org/wiki/Red_Forest). In the center of the Chernobyl Red Forest fire there was an increased level of radiation. At the same time the State Emergency Service of Ukraine reported that in Kiev and area it did not exceed the norm. A number of deserted and occupied villages and the territory of Red Forest of Chernobyl burned down. The animals were forced to cross the river Uzh to survive, but, having returned later, they found their forage (grass and other vegetation) burned to ashes. The main locations were not affected. The city of Pripyat evaded the fire which passed on its border.

Chernobyl Red Forest radiation levels

Until now, there are places in the Zone with significantly increased and even deadly radiation. Prolonged, unprotected stay in such places can lead to serious radiation damage to the body and even possibly to radiation sickness. However, now, due to efforts to clean up the Zone and with the passage of time (radiation decreases over time due to natural decay), the increased radiation levels are found only in the immediate vicinity of the exploded nuclear power plant, mainly in the wake of the most powerful western and northern emissions from the reactor and in some areas. The levels that could lead to acute radiation sickness remained only inside the Chernobyl Sarcophagus, a huge Shelter Object that stored a turned-up reactor behind its thick reinforced concrete walls. Only professionals can stay in such places when performing the necessary operations.

The average values in the Zone range from 0.3 microsieverts per hour away from the NPP to 2.5 microsieverts nearby. The radiation conditions of the exclusion zone are quite diverse and change (decrease) depending on the distance to the emission source. The average human radiation dose per year ranges from 2.4 millisieverts to 3 mSv. Today in Chernobyl, the average radiation background is about 0.29 μSv. In some places near the Chernobyl nuclear power plant, the number reaches 2.79 μSv. The total dose of external radiation that can be received during 10 hours of stay in the zone is several times less than during the transatlantic flight (2-3 hours on the plane). 

Some places in the 10-kilometer exclusion zone still remain dangerous, so you can go to Chernobyl only with qualified specialists. During all our tours the dosimetry control is performed several times. The area is a dangerous place and not intended for strolling and are restricted for instance the “machine cemetery” of Rossokha village. Therefore, a visitor is allowed to move in the Zone only within the established route and only with a guide. In order not to become exposed to high levels of radiation, it is advisable to visit the Chernobyl zone as a member of a touristic group.

Chernobyl Red forest today

Chernobyl Red Forest location is about 10 km² of forest adjacent to the Chernobyl nuclear power plant, mainly in north and north-west direction, as you can see on the map, which accounted for the largest share of radioactive dust emissions during the 1986 reactor explosion.

Other diaries

12.10.2019 22:47

When will it be possible to live in Chernobyl?

The head of the Ministry of Natural Resources also said what work should soon be carried out near...
More

12.10.2019 22:47

Сhronology of events at Chernobyl disaster day

The accident at the Chernobyl nuclear power plant went down in history as one of the most terrible...
More

12.10.2019 22:47

In the exclusion zone of the Chernobyl nuclear power plant, a robot dog Boston Dynamics SPOT was tested

In the exclusion zone of the Chernobyl nuclear power plant, tests of the SPOT robot, created by...
More

12.10.2019 22:47

Facts about Chernobyl Radiation

Radiation is something that surrounds us every day. It can be both harmful and useful for us....
More

Tours to Chernobyl

1 day
99$

One day tour

2 days
249$+

Two-day tour

3-7 day
400$+

Multi-day tours to Chernobyl

1+ days
106$+

Exclusive tour